-->
Стали известны детали стратегии развития до 2020 года железнодорожного перевозчика “Трансойл” Геннадия Тимченко, специализирующегося на нефтеналивных грузах. Оператор рассчитывает удвоить выручку до 146 млрд руб., инвестировав при этом всего 25 млрд руб. Компания намерена нарастить долю на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов до 30%, но “Трансойл” также хочет стать ключевым игроком на рынке ремонта вагонов и предоставлять услуги трейдинга и перевалки грузов в портах, пишет “Коммерсантъ”.
К 2020 году “Трансойл” планирует увеличить свою доходность вдвое (в 2013 году выручка компании составила 73 млрд руб.), EBITDA — на 10-15%, при этом отношение долга к EBITDA должно составить 1,5-2,5, рассказал председатель совета директоров “Трансойла” Игорь Ромашов. Сейчас 96% прибыли приходится на грузоперевозки, но в долгосрочной перспективе эта доля сократится за счет развития дополнительных бизнесов, добавил он. На инвестпрограмму “Трансойл” планирует потратить 25 млрд руб., из них порядка 70% — собственные средства. Параллельно компания хочет нарастить объемы перевозок с 56 млн в 2013 году до 80,3 млн тонн в 2020 году. Прогнозы компании сделаны на основе анализа стратегий клиентов — НОВАТЭКа, “Газпром нефти”, “Роснефти”, “Сургутнефтегаза”, ожидается рост перевозок, в первую очередь светлых нефтепродуктов и стабильного газового конденсата.
“Трансойл” — крупнейший в РФ железнодорожный перевозчик нефтеналивных грузов (24% рынка), а к 2020 году компания планирует занять 30%. Основной бенефициар “Трансойла” — Геннадий Тимченко (владеет 80% акций компании), 13% — у бизнесменов Андрея Бокарева и Искандара Махмудова, 7% — у совладельца “Н-Транса” Андрея Филатова. В парке “Трансойла” — 37,7 тыс. цистерн, из которых 70% находятся в собственности. Средний возраст парка — 14 лет.
Долгосрочная стратегия развития “Трансойла” была утверждена в мае советом директоров компании. Она “направлена на создание комплексной линейки услуг, то есть не только на предоставление подвижного состава, потому что в нашем понимании такая модель рынка себя исчерпала, но и на включение в эту услугу перевалки и трейдинга”,— пояснил Игорь Ромашов. Он отметил, что “выход основного акционера из ряда сопутствующих бизнесов (в марте Геннадий Тимченко продал свою долю в трейдинговой компании Gunvor перед введением США санкций в отношении него.— ред.) не говорит о том, что “Трансойл” не может организовать технологического взаимодействия с терминалами” — в первую очередь это терминалы в Усть-Луге и Новороссийске, но возможна работа и по другим направлениям.
В стратегии “Трансойла” допускаются и M&A-сделки с операторами с грузовой базой и парком в 1-5 тыс. вагонов. На пополнение парка оператор готов потратить 53% от заявленной инвестпрограммы (без учета покупки локомотивов в случае либерализации рынка локомотивной тяги). Сейчас у “Трансойла” 39 локомотивов, ранее Геннадий Тимченко говорил, что готов инвестировать в покупку 200 локомотивов. Еще 30% инвестпрограммы будут направлены на вагоноремонтный бизнес: где оператор планирует стать одним из ключевых игроков. “У нас есть депо в Купино, где ремонтируется по 500 вагонов в месяц”,— говорит Игорь Ромашов. “Трансойл” планирует увеличить мощности, чтобы доля ремонтного рынка была сопоставима с долей в перевозках — оператор собирается создать 15 пунктов обслуживания и ремонта вагонов в РФ. Еще 17% инвестпрограммы “Трансойл” вложит в инфраструктуру выгрузки и погрузки.
Максим Назаров из Reuters говорит, что с учетом соглашений по модернизации (заключены нефтекомпаниями с государством) к 2020 году за счет строительства установок гидрокрекинга производство дизтоплива вырастет с 72 млн тонн в 2013 году до 105-107 млн тонн. На рынке появятся новые объемы, которые “Трансойл” теоретически сможет перевозить. Но стратегию перевозчика можно назвать несколько оптимистичной: не факт, что эти мощности будут построены в срок, говорит он. При этом самому “Трансойлу” придется довольно активно работать на рынке, забирая объемы у других перевозчиков, полагает эксперт.
|