В прошлом году было запущено в эксплуатацию несколько знаковых трубопроводных проектов: крупнейшие нефтяные проекты БТС-2, ВСТО-2 и газовый Nord Stream ("Северный поток"). Несмотря на завершение масштабных строек, развитие трубопроводной системы в России продолжится.
ВСТО-мания
Нефтекомпании заинтересованы в развитии новых веток в Восточной Сибири, которую они активно осваивают, а "Газпром" — не только в расширении возможностей экспорта, но и транспортировки газа внутри страны. Трубопровод Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) и его вторая очередь — крупнейший трубопроводный проект в истории страны, который соединяет сибирские месторождения с нефтеналивным портом Козьмино. О необходимости проложить новый экспортный канал на Восток, в частности в Китай, говорили еще в Советском Союзе. В 1990-е годы отрасли было не до того, а в начале 2000-х к идее вернулись. Ее поддерживала государственная "Транснефть", а основным драйвером проекта среди компаний был ЮКОС Михаила Ходорковского. Работы по строительству трубопровода начались в 2004 году. Самая громкая история, связанная с этим,— как президент Владимир Путин под давлением общественности перенес ветку трубы на несколько сотен километров от Байкала. В ходе стройки в "Транснефти" сменился руководитель: если первую очередь строил еще Семен Вайншток, то заканчивал проект Николай Токарев. В 2009 году "Роснефть" и "Транснефть" договорились о получении льготных кредитов с Банком развития Китая на строительство ответвления от ВСТО, в обмен они обязались поставлять по отводу от Сковородино до Мохэ 15 млн тонн. С перспективами расширения экспорта в Китай, который лоббирует "Роснефть", могут быть связаны будущие крупные проекты строительства трубопроводов. Об этом стороны договорились в конце марта. Правда конкретных договоренностей относительно увеличения поставок и создания новой инфраструктуры еще нет. Но предполагается, что до 2025 года поставки вырастут по меньшей мере еще на 15 млн тонн. Планируется также увеличить экспорт российской нефти через Козьмино на 9 млн тонн, через Сковородино — на 15 млн тонн, через Казахстан — на 10 млн тонн. Но на данный момент можно говорить определенно только об увеличении экспорта через отрезок Сковородино—Мохэ. Для этого могут быть построены дополнительные нефтеперекачивающие станции. Впрочем, источники "Ъ", близкие к переговорам, не исключают, что со временем может появиться и проект параллельного отвода от ВСТО. Крупнейший нефтяной проект в стадии реализации на данный момент трубопровод Заполярное—Пурпе. Он свяжет месторождения Ямала с ВСТО. Приблизительную стоимость проекта в "Транснефти" оценивают в 120 млрд руб. Инвестиционная программа монополии на 2013 год предполагает вложения в Заполярье&mdashЗаполярье—Пурпе в объеме 73,5 млрд руб. Более того, "Транснефть" собирается закончить строительство трубы досрочно: вместо начала 2016 года в конце 2015 года. В рамках первой очереди проекта предусматривается строительство участка протяженностью 129 км, здания районного нефтепроводного управления в городе Новый Уренгой, объектов эксплуатации в поселке Коротчаево и расширение НПС "Пурпе". Второй этап предполагает строительство 207 км линейной части и НПС N2 с общим объемом резервуарного парка 200 тыс. куб. м. На третьем этапе будет проложено 152 км нефтепровода и построена ГНПС N1 "Заполярье". Это позволит вывести систему Заполярье—Пурпе на проектную мощность — 45 млн тонн нефти в год. Еще один крупный проект "Транснефти" — строительство 350-километрового отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ, которое должно быть завершено в 2016 год, мощность его составит 7 млн тонн. Проект реализуется по схеме софинансирования. Также "Транснефть" сейчас завершает проектирование будущего 750-километрового нефтепровода от Юрубчено-Тохомской зоны до ВСТО мощностью 15 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в 96,3 млрд руб. Он оказался несколько скорректирован: изначально "Транснефть" собиралась построить трубу мощностью 20 млн тонн. По ней будет прокачиваться сырье "Роснефти" и "Газпром нефти" — правда, пока компании так и не предоставили гарантий по загрузке трубы. Другим крупным проектом "Транснефти" может стать строительство нефтепродуктопровода "Юг". Правда, пока согласия между его потенциальными участниками нет. Проект предусматривает строительство трубы по маршруту Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск (почти 1,5 тыс. км) для экспорта дизтоплива объемом до 8 млн тонн и поставки на внутренний рынок до 0,6 млн тонн. Конечный пункт — перекачивающая база "Грушевая", обеспечивающая отгрузки на причалах Шесхарис в Новороссийске. Возможность участия в проекте рассматривали "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Башнефть" и независимые НПЗ в Краснодарском крае. Но "Роснефть" выступила с просьбой об изменении маршрута, желая иметь возможность отгрузки с самарской группы заводов на своем туапсинском терминале. Кроме того, госкомпания не хочет участвовать в финансировании подорожавшего проекта, а такой вариант не устраивает уже "Транснефть". Окончательное решение может быть принято уже в этом году. Также сейчас ведется расширение трубопровода КТК, соединяющего казахстанские месторождения с терминалом в Новороссийске. В результате расширения мощность нефтепровода будет увеличена до 67 млн тонн. Проект предполагает модернизацию пяти существующих и строительство еще десяти дополнительных нефтеперекачивающих станций: двух на территории Казахстана, восьми — в России. Кроме того, планируется возведение шести резервуаров объемом по 100 тыс. кубометров каждый для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра.
Газовые каналы Проектом года для "Газпрома" в 2012 году стал трубопровод Nord Stream. Торжественная церемония запуска прошла в октябре в Выборге. Участниками проекта являются "Газпром" (51%), германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas (по 15,5%), французская GDF Suez и нидерландская Gasunie (по 9%), его стоимость составила €7,4 млрд, мощность — 55 млрд кубометров ежегодно. Одного мегапроекта оказалось мало. "Газпром" сейчас вынашивает идею еще одного экспортного канала — South Stream ("Южный поток"), стоимость которого оценивается минимум в $30 млрд. При этом расширение российской газотранспортной системы для подачи газа в строящийся газопровод ("Южный коридор") обойдется в 509,58 млрд руб. (почти €12,7 млрд), говорят в "Газпроме". Проект предполагает к 2017 году прокладку магистральных газопроводов протяженностью 2,5 тыс. км и строительство десяти компрессорных станций. Официальное начало строительства South Stream мощностью до 63 млрд кубометров газа в год, который пройдет по дну Черного моря в Болгарию, началось 7 декабря прошлого года. Его выход на полную мощность намечен на 2018 год. Стоимость морской части газопровода и его сухопутной европейской части оценивается в €16,6 млрд. Тендеры по выбору подрядчиков на морскую и европейскую части еще не стартовали — после них цена вновь может измениться, говорили в "Газпроме". Часть тендеров по "Южному коридору" уже прошла, наиболее дорогие из них выиграла компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга. При этом особенный интерес к проекту есть и у российских трубников — ОМК, ЧТПЗ и "Северстали". Еще более крупным проектом может стать труба для экспорта на Восток. Последние несколько лет "Газпром" ведет безуспешные переговоры о поставках газа в Китай. Компания обладает огромной ресурсной базой, в том числе в 2010 году она приобрела у ТНК-ВР гигантское Ковыктинское месторождение. В конце марта "Газпром" подписал с китайской CNPC меморандум о поставках. Конкретных деталей готовящегося соглашения стороны не раскрывают. Известно лишь что по планам монополии она начнет поставки по трубопроводу "Сила Сибири" (Якутск—Хабаровск—Владивосток) уже в 2018 году, в год планируется экспортировать от 38 млрд до 60 млрд кубометров газа. Еще один крупный текущий проект "Газпрома" — вторая нитка трубопровода Бованенково—Ухта, соединяющая Бованенковское месторождение с трубопроводом Ямал—Европа. Длина трубы — 1,1 тыс. км, мощность до 140 млрд кубометров в год.
|