Главная | Регистрация | ВходСреда, 18.12.2024, 09:52
Технический сайт о технадзоре газового оборудования и строительстве
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2018 » Ноябрь » 25 » Nedeljnik (Сербия): Сербия и Западные Балканы в большой игре
22:38
Nedeljnik (Сербия): Сербия и Западные Балканы в большой игре

Последние изменения в американской политике в отношении Западных Балкан стоит рассматривать в широком и сложном контексте действий администрации Трампа на пространстве от Балтийского моря до Северной Африки. Территория бывшей Югославии — лишь одна из многих (причем, в отличие от некоторых не столь взрывоопасная) частей геополитического поля, на котором разворачивается борьба с Россией и Китаем. Украина, Грузия и республики Прибалтики оказались на первой линии фронта, а Ближний Восток — на второй. «На Сербии и Западных Балканах лишь отражаются последствия столкновения между США и Россией», — утверждает источник, хорошо осведомленный о подходе Североатлантического альянса к балканскому вопросу.

Западные Балканы не лежат на «линии огня», но не исключено, что им не избежать прямых последствий возможной эскалации российско-американского конфликта на территории Украины и Грузии. В этой связи для НАТО и США важно сделать так, чтобы Белград и Баня-Лука не стали «полезными идиотами» Путина. США и НАТО относятся к российскому влиянию серьезнее, чем Европейский Союз, поэтому их риторика и подход к Белграду намного более конструктивны, чем в прошлом. Если вкратце, то от Сербии ожидается военный нейтралитет по «шведской модели», то есть она должна вести себя, как Швеция во время холодной войны.

Перед Сербией и соседними с ней государствами может встать еще более щекотливый и сложный выбор в случае, если Европейский Союз и США продолжат удаляться друг от друга, точнее если Дональда Трампа переизберут президентом, и он продолжит руководствоваться своим «вестфальским» принципом во внешней политике и вести крестовый поход против многосторонних организаций и дипломатии. Выбор между Европейским Союзом и США потенциально намного опаснее для Европы и Западных Балкан, чем какой-либо другой, и одна только перспектива подобной дилеммы в будущем году отразится на выборах в Европейский парламент.

<

В главных европейских столицах влияние России на наш регион расценивают как выгодную для обеих сторон игру, которую ведут местные руководители с российским руководством на виду у ЕС, НАТО и США.

«Намного больше, чем мнимые геополитические амбиции Москвы на Западных Балканах, беспокоит российское влияние на серую зону экономики, отмывание денег и связи российской преступности с местными балканскими криминальными кругами. Речь идет о преступниках, которые презирают этническую, политическую и идеологическую логику. Им неважно, кто победит, а кто проиграет в войне. Учитывая экономический потенциал, которым располагают подобные группировки и уровень коррупции на Западных Балканах, они представляют собой фактор, который легко может вызвать серьезные проблемы. Но никто не ставит своим политическим приоритетом борьбу с такими группировками», — отметил на недавнем римском форуме, посвященном роли НАТО на Западных Балканах, Алесандро Полити (Alessandro Politi), директор Оборонного колледжа НАТО.

Источник нашего издания в НАТО утверждает, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе Китай представляет для Европейского Союза и НАТО в нашем регионе большую опасность, чем Россия. Однако Москвой успешно «оперируют» все стороны в своих предвыборных целях, упоминая ее и в положительном, и в отрицательном контексте: «Западные Балканы не слишком важны в контексте геостратегических целей Москвы. С их помощью можно разве что отвлечь внимание от острых проблем внутри России или воспользоваться ими как разменной монетой в отношениях с Западом. После того как Черногория вошла в НАТО, у России не осталось даже малейшей причины проявлять геостратегический интерес к Западным Балканам. Вступление Черногории в НАТО — важнейшее геополитическое событие в этом регионе Европы за последние десять лет. Это подтверждают в том числе изменения в расстановке приоритетов Европейского Союза и НАТО при решении открытых вопросов на Западных Балканах. После разрешения македонского вопроса подходит очередь Сербии и Косово, и только потом она дойдет до Боснии и Герцеговины. Правда, до недавнего времени считалось, что сначала надо заняться Боснией и Герцеговиной, а затем всем остальным».

Официальный Вашингтон взялся за то, чтобы «склонить» греков к принятию договора с македонцами, который решит вопрос о названии Македонии и благодаря которому перед Скопье откроется дорога в НАТО. В Госдепе очень разозлились на французских коллег, которые не учли всей щекотливости ситуации в Македонии и прошлым летом не разрешили (хотя бы условно) назначить дату начала переговоров о вступлении этой страны в Евросоюз, тем самым разделив Скопье и Тирану. А вот Нидерланды, например, главный союзник французов в их нежелании пускать Македонию и Албанию на европейский путь, уже готовы были (по указке США) согласиться с разделением переговорного процесса Македонии и Албании. Тем не менее французы упорно отстаивали свою позицию, отказавшись даже условно называть дату для Македонии.

Значит, Македония влетит в НАТО «на экспрессе», если Греция ратифицирует договор. Северная Македония может стать членом НАТО до конца 2019 года или в первой половине 2020 года. Что касается вступления Северной Македонии в Евросоюз, то свой путь в ЕС (если ей позволят на него встать) она пройдет не быстрее, чем Черногория или Сербия, в особенности если Скопье так и не отделят от Тираны.

Президент Сербии Александр Вучич по-прежнему уверен, что найдет поддержку при решении косовской проблемы в главных столицах Европейского Союза и в Вашингтоне. Дипломаты говорят, что Вучич по собственной инициативе, без всякого давления со стороны членов ЕС или США, пообещал найти решение для Косово, и пока еще ни один из серьезных мировых игроков не надавил на Вучича, чтобы тот решил проблему Косово как можно скорее. Отчасти это объясняется тем, что самые важные члены Европейского Союза сейчас не расположены к очередному расширению союза, а отчасти — тем, что в Брюсселе, Берлине и Париже не видят в сербской оппозиции ни одного лидера и ни одной политической формации, которые могли бы стать реальной и серьезной альтернативой, способной обеспечить качественный сдвиг.

В Европейском Союзе хорошо заучили урок Манкони о том, что не все, происходящее в последнюю очередь, обязательно «прогрессивнее», особенно на Балканах.

<В Вашингтоне полностью согласились с идеей, высказанной в прошлогоднем исследовании Атлантического совета, и пошли на историческое потепление отношений с Сербией, чтобы вырвать Белград из объятий Москвы. Разумеется, это не означает, что США готовы пересмотреть свою позицию относительно статуса Косово. Нет, смена вашингтонской политики в отношении Сербии совершенно иного рода: она более конструктивна, и в ней больше понимания. Проблемы у Сербии в отношениях с США могут возникнуть не из-за Косово, а из-за России и Китая. Ведь Вашингтон уже открыто требует от своих союзников и друзей четко обозначить свою позицию и на деле доказать, чью сторону они занимают. Хотя не исключено, что Сербии и президенту Вучичу дадут больше времени для окончательного выбора, чем другим.

Мы еще далеки от «исторического» выбора, что подтверждает и согласие с формированием армии Косово, как бы парадоксально это на первый взгляд ни казалось.

Поскольку гражданам Косово придется ждать визовой либерализации до следующего лета и поскольку Европейскому Союзу нечего им предложить, весьма вероятно, что Силы безопасности Косово превратятся в армию. Из-за членов, не признающих независимости Приштины, ЕС и НАТО продолжат называть эту армию Силами безопасности Косово. Те же государства, которые признали Косово, будут воспринимать эту формацию как вооруженные силы и, вероятно, наладят определенного рода сотрудничество, чтобы сохранить иллюзию того, что Косово не держат в подвешенном состоянии.

Позитивный момент заключается в том, что ЕС, НАТО и Вашингтон довели до сведения косовского руководства, что ему лучше всего не мешать Сербии двигаться по пути к Европейскому Союзу, и тогда позитивные последствия этого автоматически ощутит на себе и само Косово.

Среди стран нашего региона Босния и Герцеговина проигрывает на пути евроатлантической интеграции больше всех. Инволюция Боснии и Герцеговины зашла настолько далеко, что многие поверили: до решения проблем этой бывшей центральной югославской республики очередь дойдет последней, а значит, она последней сможет войти в ЕС и НАТО. Со временем произошли качественные изменения в списке тех, кто несет ответственность за стагнацию Боснии и Герцеговины. Теперь это уже не сербы и не Республика Сербская. Ответственность возложена персонально на Милорада Додика, а также Драгана Човича и еще нескольких боснийских лидеров, среди которых и Бакир Изетбегович.

В Вашингтоне, а также в Брюсселе утверждают, что что бы ни случилось с Додиком, это не повлияет на положение Республики Сербской и сербского народа в Боснии и Герцеговине.

В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшую эскалацию отношений между США и Россией, а также США и Китаем. Это окажет большое влияние на старый континент, в том числе на территорию бывшей Югославии. Напряженность может сохраниться вплоть до выборов президента США (по плану, они состоятся через два года), учитывая скандалы и расследование, которое висит над головой Дональда Трампа, как Дамоклов меч.

Все активнее проводя так называемую политику открытых дверей для членства в НАТО и вооружая Украину и Грузию, Вашингтон отвечает на действия России и провоцирует ее на новые шаги. «Побочной» жертвой этого процесса может стать Европа и наш регион.

Кроме того, обостряются отношения с Ираном. Под вопросом — мучительно достигнутый ядерный договор с Тегераном. От всего этого Европейский Союз тоже может пострадать (не только в экономической сфере, но и буквально физически, ведь иранские ракеты средней дальности до США долететь не могут, а до Европы — без проблем). «Побочной» жертвой в торговой войне между США и Китаем опять-таки оказывается Европа, тем более что Вашингтон настаивает на том, чтобы внести в торговый договор с ЕС пункт, который уже включил в новые торговые соглашения с Мексикой и Канадой. Он касается того, что США оставляют за собой право вето на любое торговое соглашение со странами, не соблюдающими принципы свободной рыночной экономики (читай — Китаем). Помимо прочего, за любую военную авантюру США на Ближнем Востоке будет расплачиваться ЕС, который может столкнуться с очередным миграционным кризисом, политические последствия которого непредсказуемы.

Американский президент и его соратники открыто выступают за возвращение мировоззрения и дипломатии в духе Вестфальского мира 17 века, а точнее за то, чтобы международные отношения базировались на двусторонних отношениях между национальными государствами. В понимании администрации Трампа только национальные государства обладают легитимностью и демократическим потенциалом. Ясно, что в подобных условиях США, контактируя с каждой страной в отдельности, оказываются в привилегированном положении. Более того, сейчас на планете только Европейский Союз может потягаться с США экономическим, демократическим и ценностным потенциалом. Кроме того, и в военном отношении Евросоюз очень скоро может «эмансипироваться», отдалившись от Вашингтона.

Оппозиционеры в центре города Скопье в день референдума о переименовании бывшей югославской Республики Македония в Республику Северная Македония. 30 сентября 2018
Администрация Дональда Трампа объявила своеобразную войну многосторонним международным организациям, в том числе Европейскому Союзу. Для нынешней команды в Белом доме, Госдепе и Пентагоне укрепление федеральных элементов в Европейском Союзе как бельмо на глазу. Единственная организация, которая «выжила» после «нашествия» Трампа, — это НАТО, поскольку современным стратегам президента США удалось убедить своего шефа в том, что Североатлантический альянс чрезвычайно полезен для реализации американских интересов.

Ввиду вышесказанного Вашингтон с большим подозрением относится к проектам Евросоюза, нацеленным на совместную оборону. Американская администрация настаивает, чтобы государства-члены НАТО выделяли два процента своего ВВП на вооружение и оборону. Однако подобные требования возымели эффект прямо противоположный желаемому. Приоритеты США и европейских членов НАТО, в особенности западноевропейских, не совпадают. Берлин, Париж, Рим и Мадрид осознали, что самой серьезной проблемой для них является миграция, терроризм и киберпреступность. Для борьбы с этими проблемами у НАТО нет ни инструментов, ни возможностей. Параллельно страны-члены ЕС инициировали ряд проектов, направленных на приведение к единообразию вооруженных сил и касающихся производства и обслуживания вооружений, а также формирования интервенционных подразделений.

Вашингтон продолжает подрывать основы ЕС, поддерживая национал-популистский проект так называемой Европы наций, сторонником которого является итальянский вице-премьер Маттео Сальвини, лидер французских поборников суверенитета Марин Ле Пен, австрийский вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе, лидеры стран Вышеградской четверки, а также «Альтернатива для Германии» и другие ультраправые объединения. Вместе с тем США хотят обеспечить себе доминирующую роль в продаже оружия партнерам по НАТО и навязать себя в качестве главного поставщика энергоресурсов для старого континента. К серьезным успехам Трампа можно отнести решение правительства канцлера Ангелы Меркель профинансировать терминал для СПГ в Северной Германии (газ туда будет поставляться преимущественно из Соединенных Штатов).

Поскольку в следующем году отмечается 30-летие краха коммунизма, американская администрация намерена провести масштабную кампанию и с ее помощью напомнить европейским партнерам, что у США и Европы общие история и идеалы, которые объединил их в так называемый Запад.

Кроме того, через Корпорацию частных зарубежных инвестиций Вашингтон увеличил бюджет с 29 до 60 миллиардов долларов на инвестиции, предназначенные для Центральной и Восточной Европы и призванные повысить ее международную конкурентоспособность. Посыл администрации Трампа такой: из всех сильных держав только США поддерживают независимость союзных и дружественных стран, а Китай и Россия хотят превратить их в зависимые и клиентелистские страны.

Администрация Трампа не потерпит двойной игры и малейшего лукавства со стороны европейских партнеров. Им не удастся играть на всех трех столах: американском (когда речь о НАТО и обороне), русском (когда речь об энергоносителях и сырье) и китайском (когда речь об инвестициях и торговле).

«От тех, кто принимает нашу помощь или пользуется защитой, мы ожидаем, что они не станут укреплять позиции наших соперников. Западноевропейские государства не могут продолжать усиливать энергетическую зависимость от России, в то время как США защищают их от нее, или получать прибыль от сделок с Ираном, в то время как Тегеран нацеливает баллистические ракеты на Европу. Неприемлемо также, чтобы центральноевропейские страны поддерживали строительство газопровода для российского газа и заключали прибыльные контракты в сфере ядерной энергетики. Они делают весь этот регион более уязвимым для России, защиту от которой эти страны получили, вступив в НАТО», — предостерег Митчелл, главный помощник Госсекретаря по делам Европы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Просмотров: 197 | Добавил: munchmegel1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • правила разговорной речи на производстве


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz