Главная » 2019»Май»22 » "Нафтогаз" манят чужие деньги, но ЕС дорожит OPAL | Новости
19:31
"Нафтогаз" манят чужие деньги, но ЕС дорожит OPAL | Новости
Иск, поданный украинским "Нафтогазом" против Еврокомиссии, разрешившей "Газпрому" увеличить эксплуатацию мощностей газопровода OPAL, является следствием нежелания Украины терять деньги от сокращения транзита через ее территорию. Такое мнение высказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Накануне "Нафтогаз Украины" подал в Общий суд Европейского суда, требуя отмены по "Газпрому".
Напомним, что осенью прошлого года ЕК разрешила расширение доступа "Газпрома" к Opal. Российская компания, сохранив эксклюзивное право на использование половины транзитных мощностей газопровода, теперь еще и допущена к участию в аукционах на 40% мощностей.
В Киеве считают, что у Еврокомиссии не было права на принятие такого решения, которое "не способствует усилению конкуренции, создает угрозы безопасности поставок на Украину и в другие восточноевропейские страны".
Зачем платить Украине
В чем Киев видит для себя проблему? - задается вопросом Александр Фролов. "Северный поток" является проектом-заместителем украинской газотранспортной системы. До того, как первая нитка "Потока" была запущена, на Украине считали, что проект несостоятелен.
Но. В 2011-м запустили первую нитку, в 2012-м - вторую, и тут выяснилось, что объемы транспортировки через территорию Украины снизились. Отсюда недовольство. При этом решение по поводу OPAL является правомерным, и это позиция официальных структур Евросоюза.
"Однако Киеву не хочется терять газ и деньги. Им хочется, чтобы газа шло через их территорию в два раза больше, и "Газпром" платил в два раза больше, чем платит сейчас. Об этом разговоры идут уже давно. В ноябре 2014 года Киев подготовил нормативные документы, по котором оплата "Газпромом" транзита вырастет в два раза. "Газпрому" это не интересно, тем более что транзитные платежи на "Северном потоке" ниже, да и сам он более энергоэффективен. Зачем тогда платить Украине, неясно. Вот из этого клубка и возникают претензии Киева", - сказал эксперт.
Повод для оптимизма
Как будет разворачиваться судебная история? С одной стороны, события последних трех лет показывают, что европейцы могут повернуть закон в нужную им сторону. Однако в данном случае, говорит Фролов, есть повод для оптимизма.
Дело в том, что в "Северном потоке" участвует не только "Газпром", там представлены крупнейшие европейские компании. Для них максимальное заполнение газопровода - личный финансовый интерес. И вот насколько европейские партнеры решатся обидеть свой же бизнес, - вопрос открыт.
"Тут еще один нюанс и связан он с украинским "Нафтогазом". У компании плачевное положение, огромные долги и неплатежи, а также назревшая необходимость модернизации устаревшей газотранспортной системы. Нужны деньги, которых нет. И вот "Нафтогаз" влезает в разбирательства с "Газпромом", и очень зря. Потому что суммы, которые фигурируют в судебных документах, уже превышают годовой бюджет Украины", - пояснил Александр Фролов.